Рекомендации для учителя по оказанию первой помощи ребёнку-диабетику

Сахарный диабет — заболевание неизлечимое, но его можно держать «в узде». Это требует постоянных усилий, дисциплины, перестройки образа жизни и мыслей. Даже взрослому человеку справиться с этим порой непросто, а что же говорить о детях? Без помощи взрослых приструнить опасную болезнь не получится. Но всегда ли взрослые готовы помочь больному диабетом ребенку?

MedAboutMe предлагает обсудить проблемы, с которыми сталкиваются семьи детей, страдающих диабетом, во время обучения в школе.

Диабет не должен быть приговором

Ювенильный сахарный диабет 1 типа — неизлечимое пока заболевание, при котором в организме не вырабатывается инсулин, или секретируется в недостаточном количестве. 

От этого гормона зависит усвоение глюкозы, поступающей с пищей. Из-за недостатка инсулина уровень глюкозы в крови повышается, вызывая сильную жажду, увеличение количества мочи (ребенок часто ходит в туалет), потерю веса и сил. 

Для коррекции состояния необходимо постоянно контролировать уровень сахара в крови и вводить правильно рассчитанное количество инсулина. Причем именно инъекционно, так как в форме таблеток инсулин принимать бессмысленно — он разрушается в желудке.  Для контроля уровня сахара критически важно вовремя и правильно питаться, получать дозу инсулина и избегать опасных ситуаций.

В конце прошлого года американские ученые заявили о создании и первом этапе успешной апробации инсулина в таблетках. Пока что такая форма гормона тестируется на животных.

К опасным для здоровья и жизни ситуациям относится, в частности, гипогликемия — состояние, при котором уровень сахара в крови критически снижается. Так может случиться, если ребенок получил слишком большую дозу инсулина или вовремя не поел.

Гипогликемия может развиться, например, после урока физкультуры, если ребенок не примет дополнительно углеводы для компенсации уровня сахара.

Состояние опасно тем, что может вызвать потерю сознания и даже кому, если окружающие не будут знать, как помочь больному.

Хорошее самочувствие может быть обеспечено только сочетанием контроля за уровнем глюкозы в крови, своевременными, правильно рассчитанными по дозе инъекциями инсулина и не менее строгой диетой. От рациона зависит доза инсулина, поэтому чем раньше ребенок научится подсчитывать это самостоятельно, тем лучше.

Инсулиновые помпы помогают решать проблему регулярных инъекций: устройство на основании заранее рассчитанной программы само вводит препарат в нужное время.

Самые современные помпы реагируют на состав крови и адаптируют количество инсулина.

Немногие пациенты знают, что инсулиновая помпа на законодательной основе может быть предоставлена бесплатно как взрослому, так и ребенку с любым типом инсулинозависимого диабета. Также, как и расходники к ней.

Инсулин и питание: что должен знать ребенок

Памятка для учителя при приступе у ребенка-диабетика

Дети школьного возраста чувствуют приближение состояния гипогликемии. Важно, чтобы они не терялись и не стеснялись делать то, что нужно: срочно принять дозу углеводов, которая должна у них быть всегда с собой. Это может быть фрукт, конфета, сладкий напиток, или просто пакетики или кусочки сахара. На самые критические случаи рекомендуется носить с собой рекомендованный эндокринологом препарат неотложной помощи. Хотя обычно такие медикаменты действуют недолго, но зато позволяют быстро привести ребенка в чувство, чтобы он мог съесть или выпить что-то сладкое).

Ребенок должен помнить, что после инъекции инсулина нужно обязательно поесть в течение 30 минут, чтобы не развилась гипогликемия. Это необходимо делать, невзирая на то, где школьник находится — на уроке, на экскурсии, в транспорте или экзамене. Откладывать прием пищи недопустимо.

Дети, у которых заболевание развилось в раннем возрасте, привыкают, что обо всем этом заботятся родители и взрослые, и менее ответственно относятся к режиму, диктуемому диабетом. Если болезнь проявилась в более позднем возрасте, то ребенок обычно быстро обучается всем необходимым действиям, включая расчет дозы инсулина и самостоятельное соблюдение диеты.

Но контроль взрослых все равно необходим. И без содействия учителя и руководства школы могут возникать проблемы.

Памятка для учителя при приступе у ребенка-диабетика

К сожалению, родители ребенка, страдающего сахарным диабетом, нередко сталкиваются с разного рода проблемами. Иногда это банальная неосведомленность о том, что представляет собой диабет, и почему важно оказывать содействие ребенку, даже если это идет вразрез со школьными правилами.

Родители нередко сообщают об отказе принимать больного диабетом в школу. Иногда потому, что это заболевание кто-то считает заразным, но чаще просто от нежелания осложнять жизнь преподавателям и руководству.

На классного руководители и всех учителей ложится дополнительная обязанность — присматривать ненавязчиво за учениками с диабетом, уметь деликатно помогать ребенку освоиться, создавать в классе правильную систему отношений между детьми.

И, конечно, научиться оказывать первую помощь в критических ситуациях.

Обладать необходимой информацией должны также работники столовой, школьная медсестра, преподаватель физкультуры.

На практике все бывает намного сложнее.

  • По данным, полученным в результате опросов учителей и родителей, только в 6-12% школ есть человек, способный распознать симптомы гипогликемии и оказать адекватную помощь. В остальных учебных заведениях даже некому помочь ребенку сделать укол инсулина.
  • В большинстве школ нет возможности обеспечивать детей специальным питанием, им приходится приносить пищу из дома.
  • Дети, как правило, не могут делать инъекции в медицинском кабинете и вынуждены идти для этого в кабинет классного руководителя, если он разрешит, в туалет или раздевалку.  В школах обычно нет глюкометров и запаса тест-полосок, и не везде разрешают принести и хранить в медицинском кабинете свои, не говоря уже о свободном доступе в кабинет в учебное время.
  • Каждый пятый ребенок с диабетом сталкивается с негативным отношением со стороны руководства школы. Каждому четвертому пытаются отказать в приеме в учебное заведение.

Памятка для учителя при приступе у ребенка-диабетика

Людмила, мать дочери с сахарным диабетом I типа

При поступлении в школу мы сразу столкнулись с негативным отношением руководства к нашему диагнозу. Документы приняли неохотно.

Школьная медсестра сразу сказала, чтобы мы не рассчитывали на то, что она будет делать ребенку уколы.

Она даже отказалась принять на хранение набор неотложной помощи и пускать дочь в кабинет, чтобы она могла сделать себе инъекции самостоятельно, но хотя бы в нормальных условиях, а не в коридоре или туалете.

Классная руководительница, хотя мы и дали ей специально распечатанную памятку, игнорирует ее. Она негативно относится к тому, что дочери необходимо иногда съесть что-то до наступления перемены, или выйти в туалет. Требует, чтобы дочка вместе со всеми оставалась после уроков на общешкольные мероприятия, тогда как ребенку необходимо вовремя пообедать и сделать укол. 

Возникает впечатление, что взрослый человек упорно отказывается понимать, что ее действия могут нанести больному ребенку реальный вред.

Хотя по закону школа обязана принимать во внимание особые потребности больных диабетом детей и обеспечивать им условия для их реализации, включая специальное меню в школьной столовой.​

Памятка для учителя при приступе у ребенка-диабетика

Вот что говорит по этому поводу юрист Александр Безгодов.

В личном деле ребенка должны быть медицинские заключения и ИПР — индивидуальная программа реабилитации с указанием четких деталей специального режима во время учебного процесса. Школа не имеет права нарушать ИПР, этот документ является обязательным, и его невыполнение может стать основанием для обращения в суд.

Принуждать учеников посещать факультативные мероприятия также никто не имеет права, это является добровольным решением.

Школа не имеет права отказать ребенку с диагнозом «диабет» в приеме. Если так происходит, родители вправе обратиться в вышестоящие органы Министерства образования или в суд.​

Памятка для учителя при приступе у ребенка-диабетика

От руководства школы и от учителей скрывать диагноз ребенка нельзя. От учеников — на усмотрение родителей. Правильно выстроенные отношения в классе могут очень помочь ребенку в реабилитации.

Все равно поведение больного диабетом будет отличаться, вызывать интерес и вопросы.

Вероятно, лучше не давать повода для домыслов — детская фантазия богата, можно напридумывать много глупостей, от которых больному диабетом не станет комфортнее общаться с одноклассниками.

  • Убедитесь, что вы обладаете достаточной информацией о заболевании ученика и понимаете все последствия нарушения рекомендаций врача.
  • Убедитесь, что ваши коллеги также достаточно осведомлены.
  • Постарайтесь проявлять максимальную деликатность по отношению к ребенку и его специальным нуждам. Он может часто хотеть пить или постоянно отпрашиваться в туалет, доставать на уроке яблоко или бутерброд и есть. Это нормально, так требует его болезнь.
  • Обращайте, пожалуйста, внимание на признаки недомогания у ребенка. Если ему нездоровится — отправьте его в сопровождении взрослого к врачу или домой, позвоните его родителям или опекунам. Их телефоны у вас должны быть под рукой, это важно.
  • Не задерживайте больного диабетом ученика после урока. Особенно если он говорит, что ему нужно уйти, чтобы сделать укол или поесть.
  • Не нужно опекать ребенка с диабетом слишком сильно. Просто присматривайте за ним.
  • Если ребенок потерял сознание, не пытайтесь напоить его чем-то сладким — он может захлебнуться. Возможно, вы умеете оказывать первую помощь при гипогликемии, тогда окажите ее. Если нет — вызовите скорую помощь и позвоните родителям.
  • Когда ваш ребенок пойдет в школу, свяжитесь с руководством и классным руководителем заранее, чтобы обсудить нюансы учебного режима.
  • Попросите лечащего врача составить памятку для школы, которой могли бы руководствоваться преподаватели в разных ситуациях. Распечатайте эту памятку в нескольких экземплярах и раздайте всем учителям, медсестре и работникам школьной столовой.
  • Соберите все необходимое в сумочку или контейнер, на котором будет имя ребенка, его диагноз и ваши телефоны. В контейнере должно лежать все, что необходимо для ребенка в течение дня и в случае критических ситуаций: глюкометр и запас тест-полосок, перекус, сладкий напиток, глюкоза в таблетках или пакетики с сахаром, глюкагон, инсулин и средства его введения. Всегда проверяйте, все ли есть в наличии, и не забыли ли положить контейнер в сумку ребенка.
  • Постарайтесь поставить учителей в известность о том, что это за контейнер, для чего он нужен и что в нем лежит. Покажите, как пользоваться глюкометром, инсулиновой помпой, как сделать в случае необходимости инъекцию глюкагона. Хорошо, если ребенок тоже будет присутствовать при встрече, это даст ему понять, что персонал школы может помочь, и что ему есть, к кому обратиться за помощью.
  • Современные технологичные инсулиновые помпы позволяют контролировать уровень сахара в крови практически в режиме реального времени. Если есть возможность, используйте подобные новинки. Это позволит избегать критических ситуаций.
  • На всякий случай принесите в каждый кабинет, в котором будет учиться ваш ребенок, по коробке сахара или пакетику конфет.
  • Всегда оставайтесь на связи.
Читайте также:  Обзор препарата Диалек

Инструкция для воспитателей и медсестры «Первая помощь при приступе сахарного диабета у детей»

Излечить сахарный диабет невозможно. Но при правильном контроле над болезнью можно значительно улучшить качество жизни ребенка.

Задача родителей и сотрудников детского сада – помочь ребенку освоить жизненно необходимые навыки, чтобы поддерживать уровень глюкозы в крови, проявить понимание, обеспечить психологически комфортную обстановку.

Воспитатели и медсестра не должны пропустить симптомы сахарного диабета. При этом необходимо обеспечить ребенку правильный уход и уметь вовремя оказать помощь при приступе.

Полисахариды (сложные углеводы) – крахмал, гликоген. Дисахариды – лактоза, сахароза, мальтоза. Моносахариды – глюкоза и фруктоза

Сахарный диабет – заболевание эндокринной системы, обусловленное относительной или абсолютной недостаточностью инсулина. Оно встречается во всех возрастных группах, в том числе у детей грудного возраста.

Чаще всего дебют приходится на группы младшего дошкольного и препубертатного возрастов.

Выделяют два основных типа сахарного диабета: инсулинозависимый (сахарный диабет первого типа, ювенильный) и инсулинонезависимый (сахарный диабет второго типа).

В пищеварительном тракте человека полисахариды и дисахариды под влиянием ферментов подвергаются расщеплению до моносахаридов, которые в тонком кишечнике всасываются в кровь. Глюкоза – основной источник энергии в организме.

Из крови значительная часть глюкозы поступает в печень и мышцы, где откладывается в виде гликогена.

По мере необходимости гликоген мобилизуется из депо и превращается в глюкозу, которая поступает к тканям и используется в процессе жизнедеятельности.

Уровень глюкозы в крови регулируется гормонами – инсулином, глюкагоном, адреналином, соматотропином и кортизолом.

Инсулин снижает уровень глюкозы при ее повышении, облегчает ее проникновение в клетки, способствует отложению глюкозы в тканях в виде гликогена.

При снижении уровня глюкозы в крови глюкагон, адреналин, соматотропин и кортизол сдерживают захват глюкозы клетками и обеспечивают трансформацию гликогена в глюкозу.

Норма уровня сахара в крови – 3,3–5,5 ммоль/литр.

Содержание глюкозы в крови меняется в течение суток в строгих пределах. Инсулин контролирует этот уровень. Этот гормон вырабатывают клетки поджелудочной железы.

Он позволяет тканям использовать глюкозу в качестве источника энергии. При сахарном диабете первого типа возникает дефицит инсулина. В результате развивается гипергликемия – накопление глюкозы в крови.

При этом ткани организма не имеют возможности ее использовать.

Повышение концентрации глюкозы в крови до определенного уровня вызывает глюкозурию – выделение глюкозы с мочой. Глюкозурия из-за изменения осмотического давления обуславливает полиурию – увеличение выделения мочи.

Полиурия объясняется также нарушением связывания воды, которое в норме происходит в результате синтеза белка, гликогена и жира под воздействием инсулина. При глюкозурии и полиурии отмечается повышенное потребление жидкости.

Несмотря на повышение аппетита и количества потребляемой жидкости, ребенок худеет в результате нарушения жирового обмена, синтеза белка.

Причины развития сахарного диабета первого типа до конца не изучены. Вклад наследственной предрасположенности невелик и составляет всего 3–6 процентов. Провоцирующими факторами могут быть ожирение, переедание, гормональные нарушения, стресс, инфекционные заболевания.

У детей заболевание развивается быстро: от первых симптомов до наступления тяжелых осложнений может пройти всего несколько недель. Важно знать симптомы, которые позволят медсестре, воспитателям детских садов и родителям заподозрить дебют сахарного диабета. Если вы заметили у ребенка эти симптомы, необходимо обратиться к врачу.

Длительное увеличение уровня сахара в крови приводит к повреждению многих органов и тканей. Развиваются стойкое нарушение зрения, питания тканей, повреждаются периферические нервы.

Эти осложнения носят необратимый характер и могут привести к инвалидности. Понижение уровня глюкозы не менее опасно.

Низкий уровень сахара в крови приводит к ухудшению самочувствия, а при экстремально низких значениях – к гипогликемической коме.

При отсутствии лечения симптомы болезни усугубляются, обменные нарушения прогрессируют. Это приводит к накоплению токсичных веществ в организме. Нарушается самочувствие, появляется рвота, боли в животе, нарушение сознания вплоть до комы.

Чтобы обнаружить возможное наличие сахарного диабета, врач проверяет уровень сахара в крови натощак. В случае повышения уровня глюкозы в крови врач назначает дообследование. Проводится исследование биохимического анализа крови, глюкозотолерантный тест, при необходимости исследование уровня гормонов, консультация эндокринолога, УЗИ поджелудочной железы.

 

сахарного диабета первого типа
  1. Усиление аппетита: ребенок постоянно испытывает чувство голода, с трудом насыщается даже большим количеством пищи.
  2. Жажда: в норме ребенок потребляет около 1–1,5 литра жидкости в сутки, при сахарном диабете это количество увеличивается в 5–10 раз.
  3. Потеря веса: несмотря на усиление аппетита, ребенок теряет вес до 5–10 кг в месяц.
  4. Повышенное мочевыделение.
  5. Запах ацетона от тела: нарушение обмена глюкозы приводит к накоплению промежуточных продуктов обмена – в первую очередь ацетона, что проявляется характерным запахом.
  6. Утомляемость, плаксивость, нарушение сна.

При установлении диагноза «сахарный диабет первого типа» (инсулинозависимый диабет) врач назначает заместительную терапию препаратами инсулина. Родители вместе с ребенком должны пройти школу сахарного диабета.

Там их обучают правилам применения препаратов, измерения уровня глюкозы в крови, соблюдения рационального режима дня и питания.

Все рекомендации направлены на то, чтобы удерживать уровень глюкозы в нормальных пределах.

Детям с сахарным диабетом нормальный уровень сахара необходимо поддерживать искусственным путем – регулярно измерять уровень глюкозы в крови и вводить препараты инсулина для коррекции в соответствии с приемом пищи, физической активностью. Уровень сахара в крови измеряется при помощи портативных индивидуальных глюкометров и одноразовых тест-полосок. Ребенок должен научиться выполнять эти манипуляции самостоятельно. Однако на первых порах ему необходима помощь взрослого.

Препараты инсулина врач подбирает индивидуально и определяет кратность введения. При передозировке может возникнуть гипогликемия – падение уровня сахара в крови. Оно проявляется внезапной слабостью, бледностью, похолоданием конечностей, потливостью, раздражительностью или, напротив, апатией, потерей сознания вплоть до состояния комы. В этом случае необходимо срочно вызвать врача.

Ребенку с сахарным диабетом необходимо особое питание. Он должен получать еду часто, малыми порциями. Питательность пищи рассчитывается по хлебным единицам. Еда должна содержать достаточное количество белка, пищевых волокон, микроэлементов, витаминов.

Ребенку с сахарным диабетом не противопоказаны дозированные физические нагрузки. Физическая активность улучшает утилизацию глюкозы тканями.

Воспитатели детского сада и медсестра должны быть готовы оказать правильную первую помощь ребенку, если у него начался приступ диабета. Порядок оказания помощи регламентирует приказ Минздрава № 228н от 12.04.2010. Мы предлагаем инструкцию, которую необходимо иметь в медкабинете детского сада и раздать воспитателям.

Инструкция для медсестры и воспитателя

Памятка для учителя при приступе у ребенка-диабетика

  Ксения Шакарян, врач-педиатр медицинского холдинга «Неболит», к. м. н., г. Москва https://e.doumed.ru/article.aspx?aid=685524

13 вещей, которые должны знать УЧИТЕЛЯ о диабете 1 типа!

Учитель – очень важная фигура для учеников. Он видит их целый день, замечает любые их изменения и проблемы.

Для родителей это очень важно, поскольку именно учитель может обнаружить важные моменты в жизни ребенка.

Диабет 1 типа – состояние, признаки которого учитель часто может наблюдать в классе, поэтому важно знать, на что обратить внимание: от опасных симптомов до размещения ребенка в классной комнате.

  • Людмила Панчук, редактор
  • access_time

1. Диабет 1 типа является аутоиммунным заболеванием

Он не связан с образом жизни или действиями ребенка или родителей. В норме поджелудочная железа вырабатывает инсулин – гормон, способствующий превращению глюкозы (сахара) в энергию.

У людей с диабетом 1 типа иммунная система атакует инсулин-продуцирующие клетки поджелудочной железы, в результате чего она не вырабатывает или вырабатывает очень мало инсулина. Уровень сахара в крови поднимается.

Человеку с диабетом 1 типа нужны инъекции инсулина, чтобы жить.

2. Частое мочеиспускание, жажда и голод – спутники диабета 1 типа

Учителя могут быть одними из первых, кто замечает симптомы диабета у ребенка. Ученик, который часто отпрашивается в туалет или попить, возможно, не просто хочет выйти из класса – у него может быть диабет. Если вы заметили что-нибудь необычное, сообщите об этом родителям или школьной медсестре.

3. Детям с диабетом целый день нужно кушать

Диабетики поддерживают нормальный уровень сахара с помощью баланса между количеством еды и инъекциями инсулина.

Читайте также:  Как оформить инвалидность заболевшему диабетом?

Прием пищи и введение инсулина расписаны по часам, и если что-нибудь из этого пропустить, может развиться гипергликемия (высокий уровень сахара в крови) или гипогликемия (низкий уровень сахара).

Ребенку с диабетом может потребоваться до- или послеобеденный перекус для поддержания стабильного уровня сахара. Также им необходим быстрый доступ к быстрым сахарам (конфете) при падении уровня сахара. Поэтому деткам-диабетикам разрешается перекусывать в классе.

4. Сладкие перекусы не запрещены

Сбалансированное и сытное питание крайне важно для контроля уровня сахара, но это не значит, что детям с диабетом нельзя кушать тортики и печенья.

Если все правильно спланировать с родительской помощью, можно съесть сладкое угощение. Пока ребенок получает нужное количество инсулина, ему можно все то, что едят сверстники.

Не нужно выводить маленького диабетика из классной сладкой вечеринки, это ранит его чувства, а не улучшит состояние.

5. Деткам можно носить с собой все нужные приспособления для диагностики и лечения

Некоторые инсулиновые помпы выглядят и звучат как мобильные телефоны, а некоторые люди используют смартфон для контроля уровня сахара и работы инсулиновой помпы.

Ознакомьтесь с оборудованием диабетиков и позволяйте детям проводить все необходимые им манипуляции.

Если пропустить какую-нибудь процедуру, это может быть опасно, а также испортит отношения как между учеником и учителем, так и между учителем и родителями.

6. Высокий или низкий уровень сахара может сказываться на поведении и познавательной функции

Дети, у которых изменяется уровень сахара, могут выглядеть агрессивными и упрямыми. Если вы заметили изменения в поведении ученика, нехарактерные для его личности, подумайте о необходимости проверки уровня сахара в крови.

7. Гипо- и гипергликемия требуют безотлагательных действий

Слишком высокий или низкий уровень сахара являются неотложным медицинским состоянием. Без соответствующего лечения оно может быстро привести к катастрофическим последствиям.

Любой ученик с диабетом должен иметь при себе набор средств для лечения таких состояний, а медсестра должна контролировать его наличие.

В начале учебного года или в момент, когда учитель узнает, что у его ученика диабет, нужно изучить план действий на случай возникновения подобной ситуации.

8. Кто-то должен отвести ученика к медсестре в случае снижения уровня сахара в крови

Когда уровень сахара падает, человек не способен ясно мыслить. Были случаи, когда ученика отправили в медпункт, а он повернул не в ту сторону и заблудился.

9. Детям с диабетом нужны особенные условия обучения

Диабет считается инвалидизирующим заболеванием, поэтому ученику с диабетом создаются специальные условия в процессе обучения. Среди них разрешение на прием пищи во время уроков, а также возможность покинуть классную комнату при необходимости. Также сюда входит возможность переносить контрольные при снижении или повышении уровня сахара (это влияет на мышление).

10. Диабет 1 типа – непредсказуемое заболевание

Каждый организм индивидуален. Даже если диабетик следует плану лечения, существует возможность того, что он проснется с низким уровнем сахара. Такие неожиданности ложатся эмоциональным, физическим и финансовым бременем на всю семью. Нужно знать, что возможны непредсказуемые ситуации, и с пониманием относиться к пропускам и не выполненным домашним заданиям.

11. Сочувствие и понимание имеют большое значение

К ученикам с диабетом нужно относиться не только требовательно, но и с толикой милосердия. Диабет не дает возможности полностью контролировать жизнь, поэтому никогда нельзя давать ребенку с диабетом понять, что болезнь влияет еще и на его успехи в школе.

12. Стресс, болезни, физические нагрузки и переживания влияют на уровень сахара

Стресс и болезни вызывают стремительное повышение уровня сахара. Физическая активности приводит к его понижению. Волнения могут как повышать, так и снижать его в зависимости от обстоятельств и самого ребенка.

Если день в школе прошел необычно, нужно следить за учеником внимательнее – сонливость, раздражительность, потливость и растерянность – все это повод ободрить и успокоить ребенка, чтобы он смог проверить и скорректировать уровень сахара.

13. Ученик имеет право на конфиденциальность личной информации

Некоторым детям не хочется, чтобы об их диабете знал кто-нибудь другой, и это их право. Учитель не имеет права рассказывать об этом посторонним лицам, если ученик и его родители не дали на это разрешения. Исключением является медицинский персонал, которому необходимо знать о состоянии ученика.

Памятка для учителей. Если ваш ребёнок учится в школе

ФИО

класс

Диабет I типа (инсулинозависимый) — это не хроническая болезнь, которая ограничивает способность ребенка к активной жизни, а скорее специфический образ жизни, который требует соблюдения определенных правил контроля своего самочувствия. В детском возрасте бывает только 1-й тип диабета.

  • Специфический образ жизни заключается в следующем:
  • — измерение сахара в крови с помощью глюкометра (даже на уроке),
  • — соблюдение диеты (подсчет съеденных углеводов), 
  • — строгий режим приема пищи,
  • — инъекции инсулина перед едой
  • — дозированные физические нагрузки.

У диабетика может развиться гипогликемия — резкое снижения сахара в крови, которое может угрожать жизни, если вовремя не принять меры. Поэтому, сохранение диагноза в тайне, может быть очень опасно для жизни и здоровья ребенка с диабетом. Окружающие должны быть осведомлены и вовремя прийти на помощь.

  1. Симптомы легкой гипогликемии: 
  2. нарушение концентрации внимания и речи, 
  3. необоснованная агрессия
  4. бледность кожи, 
  5. выступающий холодный пот, 
  6. дрожь в теле, слабость, головокружение, головная боль
  7. чувство страха или беспокойство (нервозность),

Возникнуть гипогликемия может в любое время – на перемене, на уроке, во время написания контрольной работы. Поэтому и принимать нужные меры нужно СРАЗУ, как только ребенок почувствовал первые симптомы (выпить сок или съесть 2-4 кусочка сахара, карамель, фрукт).

Ни в коем случае не нужно ждать перемены! Если сразу не купировать гипогликемию, ребенок может потерять сознание.

Поэтому прошу учителей об одной «привилегии» для своего ребенка – дать возможность измерить уровень сахара в крови, взять из портфеля углеводы и тихонько съесть во время урока, когда это необходимо! Также небольшой набор углеводов (сок, крекеры) есть у ФИО – нашего классного руководителя, в шкафу.

Симптомы тяжелой гипогликемии: спутанность мыслей, нарушение координации движений, нарушение речи, судороги, потеря сознания, кома.

Развитие тяжелой гипогликемии очень опасно, но не надо бояться(!), а просто научиться вовремя замечать (!!) и быстро реагировать (!!) на легкую гипогликемию.

Если все-таки это случилось, то при потере сознания, ребенка нельзя насильно пытаться кормить или вливать сладкий напиток, необходимо: 

1.Проверить уровень сахара в крови на глюкометре. Если сахар крови ниже 4,0 ммоль/л:

2.Вызвать скорую помощь. Позвонить родителям 8 ХХХ ХХХ ХХ ХХ (ФИО родителей).

3.Еще раз проверить сахар крови на глюкометре, если сахар крови ниже 4,0 и ребенок все еще без сознания, ввести препарат — ГЛЮКАГЕН ГИПОКИТ (находится в школе в холодильнике в кабинете №___). И после того, как ребенок придет в сознание, необходимо дать ему 1 стакан сока (теплого очень сладкого чая) и съесть кусок хлеба, чтобы уровень сахара в крови не понизился повторно.

Действовать надо быстро, но без паники.

При повышенном сахаре в крови – гипергликемия – ребенку возможно понадобиться дополнительная инъекция инсулина . Лучше если ребенок ее сделает в классе. Эта процедура не сложная и не привлекающая к себе внимания. Даша девочка взрослая и вполне справляется со всем сама.

Диабет не является противопоказанием для занятий спортом. 

Ребенок так же, как и одноклассники, может участвовать в спортивных соревнованиях и других мероприятиях, где есть физические нагрузки.

Во время спортивных мероприятий или других интенсивных играх затрачивается много энергии, снижается потребность в инсулине и может возникнуть гипогликемия.

Поэтому перед различными мероприятиями, сопряженными с физической активностью, следует обязательно проконтролировать уровень глюкозы в крови и при необходимости перекусить или выпить сок. Учитель физкультуры должен быть в курсе что у ребенка диабет. 

Думаю, что прочитав все вышесказанное, у вас появилось чувство страха за здоровье и ответственность ребенка. Хочу сказать: «Даша за 5 месяцев уже научилась жить и контролировать свое самочувствие сама! Просто довертесь ей! И немного поддержите… И все будет хорошо!»

Повторюсь: сахарный диабет — не болезнь, а особый образ жизни. Поэтому люди с диабетом не должны скрывать это состояние. Наоборот, они вправе рассчитывать на то, что окружающие будут считать их активными членами общества, способными достичь таких же высот, как и остальные, и, с другой стороны, с пониманием относятся к особенностям образа жизни при диабете.

  • Заранее всех благодарю за понимание и участие…
  • С уважением,
  • ФИО родителей
  • Мой телефон 8 ХХХ ХХХ ХХ
  • Автор документа Светлана Светлая 
Читайте также:  Что такое гликемическая кома?

Памятка "Сахарный диабет"

  • Итак, о чём необходимо помнить, если в классе учится ребенок, с диагнозом «Сахарный диабет»:
  • Ребёнок с диабетом всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сахар или сладкий напиток), особенно в классе, во время спортивных соревнований, занятий физкультурой, во время игр и экскурсий.
  • Если вы являетесь классным руководителем, убедитесь в том, что другие учителя знают о диабете вашего ученика, постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники.
  • Если ребёнку с диабетом нездоровится, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой, только с сопровождением; если возникнет необходимость отправить его домой, убедитесь, что дома есть кто-то из взрослых.
  • Никогда не задерживайте ребёнка с диабетом в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол и пообедать, а также на уроке (сдвоенных уроках), перемене, после которых он должен «перекусить».

Можно надеяться, что дети с диабетом, даже в малом возрасте, знают многое о своей болезни и особенностях её проявления. Поэтому, если такой ребёнок обращается к вам и говорит, что в отношении него нужно что-то предпринять, пожалуйста, прислушайтесь к нему и примите правильное решение.

Иногда ребёнок с диабетом пьет чаще, чем другие здоровые дети. Это вызвано повышением уровня сахара крови. Не думайте, что он хочет пошутить над вами, когда жалуется на жажду или часто просится выйти.

Дети с диабетом не должны стать объектом особого покровительства. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети. Речь идет лишь о некоторой дополнительной заботе о них. Вместе с тем, они требуют ненавязчивого, осторожного присмотра.

Жёсткий контроль за течением диабета возможен лишь при балансе между дозой инсулина, питанием и физической нагрузкой. Однако у детей с диабетом, даже у тех из них, кто тщательно следит за этим балансом, не исключены случаи внезапной гипогликемии и, наоборот, резкого повышения уровня сахара в крови.

Они часто нуждаются в психологической поддержке, должны чувствовать, что не одиноки, а являются частью коллектива сверстников класса. Постарайтесь сделать так, чтобы дети с диабетом принимали участие в большинстве школьных и классных мероприятий.

Конечно, это требует большого внимания и организационных хлопот, часто учителю легче запретить ребёнку с диабетом участвовать в походах, экскурсиях, соревнованиях и пр.

Но тогда ребёнок останется один на один со своей болезнью, будет ограничен только рамками дома и семьи, а ему нужны такие жизненные ситуации, в которых он получал бы опыт, обеспечивающий ему способность самому справляться со своим недугом. Если запланирован поход или экскурсия, можно пригласить родителей или бабушку (дедушку) ребёнка принять участие в этом мероприятии: они смогут и помочь учителю, и ненавязчиво проконтролировать свое чадо.

Проявив терпение, внимание и такт, вы поможете вашему ученику адаптироваться к окружающему миру, не бояться болезни, а научиться управлять ею.

Дети с диабетом в школе. Здоровье школьника

У ребенка обнаружен диабет. Назначена диета и терапия. Как это повлияет на его жизнь вне дома, где всегда и во всем ему гарантирована поддержка? Как будет ребенок с диабетом посещать школу?

Не стоит надеяться на то, что учителя сами, без подсказки родителей будут знать все необходимое о диабете.

Вам следует в первую очередь обязательно переговорить с директором школы, классным руководителем, а то и со всеми учителями-предметниками вашего ребенка. Особое внимание следует уделить учителю физкультуры, тренеру спортивной секции, если ваш ребенок ее посещает.

И даже в этом случае не стоит забывать, что учителя по-разному отнесутся к вашим проблемам. Они, как и все, могут что-то забыть, к чему-то отнестись невнимательно. Поэтому заранее научите ребенка заботиться о себе.

Он должен четко знать, что должен делать в той или иной ситуации.

Исходя из опыта родителей, дети которых уже благополучно закончили школу, мы сформулировали рекомендации для детей.

Ребенок-диабетик должен всегда иметь при себе несколько кусочков сахара, конфеты, сок или сладкий напиток на случай гипогликемии. Они должны быть в портфеле, карманах платья или куртки, в пальто.

В портфеле должен быть не только второй завтрак, но и еще дополнительная еда на всякий случай.

В школе должно быть место, о котором, естественно, ребенок должен знать (например, у классного руководителя, завуча, канцелярии), где бы хранился запас сладостей на тот случай, если класс, в котором остался портфель, оказался закрытым, или друзья подшутили над товарищем, спрятав портфель и т.п. Это может быть карамель, сок или компот, быстрорастворимые мед, варенье, сахар.

Ребенок должен осознать, что если у него начинаются первые признаки гипогликемии (а дети, даже самые маленькие, быстро учатся распознавать эти признаки), он должен немедленно достать и съесть что-то сладкое: конфету, сахар, булочку, печенье, выпить пакетик сока или колу. После этого обязательно съесть свой завтрак. Учитель должен помнить об этой особенности ребенка, ведь ‘первые звоночки’ могут быть в любое время — во время контрольной, школьной линейки или урока физкультуры.

  • Есть очень стеснительные дети — они могут побояться сделать это на уроке, значит, вам нужно вместе с учителем убедить ребенка в том, что он не будет наказан за это.
  • Ребенок должен знать, что он может поднять руку во время урока и беспрепятственно выйти из класса.
  • Вообще вопрос о том, как пользоваться туалетом в школе, может превратиться в проблему, если вы не попробуете решить ее заранее.

Вы должны решить с классным руководителем или директором, каким образом ребенок будет обедать. Если в школьной столовой, то ее персонал должен знать, какую еду нельзя давать ребенку, например, сладкий компот следует заменить несладким чаем. И т.д.

Кроме того, нужно решить, где ребенок будет делать укол перед обедом (инъекцию инсулина) — в классе, у медсестры или в другом месте.

Следует предусмотреть случаи и обговорить их с ребенком, когда медсестра отсутствует или класс закрыт, где тогда сделать укол, где хранить шприц-ручку, кто проследит, какую дозу набрал ребенок.

Все эти случаи невозможно оставлять без присмотра, особенно если ребенок учится в младших классах.

И особенно важно знать, что делать, если он вколол не ту дозу инсулина, или забыл сделать инъекцию, или плохо поел в столовой, или дети отняли еду и т. д. Лучше, конечно, если ребенок обедает дома. Вы должны донести до педагогов, что нежелательно задерживать ребенка с сахарным диабетом в школе без особой на это надобности.

Особое внимание нужно уделить урокам физической культуры и спорта. И учитель физкультуры, и ваш школьник должны знать, что перед уроком важно поесть, во время урока или соревнований следует иметь запас сахара, сладких налитков, не пропускать после урока прием пищи. Желательно производить самоконтроль до и после физической нагрузки или соревнования.

Вы должны проговорить с ребенком все возможные ситуации, в которые он может легко попасть в школе или по дороге домой.

Вспомните себя в школе. Школьные шалости остаются такими же: также любят спрятать портфель, также могут из рук вырвать сок или фрукты, обозвать ‘жадиной’, если не поделишься, поинтересоваться: ‘Почему ты не ешь в школьной столовой’?

Если ребенок стесняется на перемене съесть бутерброд с колбасой или сыром, замените его на несколько печений или фрукты.

Если у него по какой-то причине не оказалось в нужный момент еды (закрыт в классе портфель или что-то другое), он должен иметь деньги, чтобы купить что-то в школьном буфете.

Или должен знать место в школе, где у него есть запас сока, фруктов и прочих сладостей на случай гипогликемии.

Старшеклассникам можно доверять настолько, чтобы дать запасной ключ, например, от медицинского кабинета. Кстати, во многих школах так и делают, и дети могут сделать там даже уколы, и потом пообедать в столовой, не уходя на обед домой.

Школьная медсестра, школьный врач и школьный психолог должны обязательно изучить проблемы сахарного диабета, уметь распознавать симптомы гипогликемии, уметь производить замеры сахара крови и оказывать первую медицинскую помощь.

Продумайте ситуацию возвращения из школы.

Ребенок может застрять в лифте или забудет, что ему сначала нужно поесть, и побежит на улицу вывести собаку, а время обеда пройдет. На этот случай у вас должны быть выработаны специальные правила: сначала поел, потом пошел гулять с собакой.

Потерял ключ — запасной хранится у соседей, которые всегда дома и т.п. Подумайте и проинструктируйте ребенка, к кому он может обратиться в необычной ситуации (приятели, соседи, учитель, школьная медсестра, друзья родителей и т.п.).

Поговорите о нем с родителями его приятелей.

У ребенка с сахарным диабетом всегда должна быть при себе или в портфеле карточка больного диабетом.

Вот образец.

Помогите! Я болен диабетом!

  1. Если я без сознания или мое поведение неадекватно, прошу вас срочно оказать мне помощь — мое состояние связано с болезнью.
  2. Дайте мне сладкой жидкости или кусочек сахара (он лежит у меня в левом кармане).
  3. Если после этого мне не стало лучше, убедительно прошу вас вызвать ‘скорую помощь’.
  4. Если я не могу глотать, прошу вас незамедлительно вызвать ‘скорую помощь’.
  5. Сообщите о моем состоянии моим близким. Их телефоны находятся на обратной стороне этой карточки.
    • ФИО и телефон родителей
    • ФИО и телефон врача
  6. Типы и дозы получаемого инсулина

Диабет ребенка — не повод отказаться от посещения школы, кружков и секций. Дисциплина, режим и адекватное распределение времени и нагрузок сделает его жизнь ярче, интереснее, безопаснее. И тогда диабет станет просто его особенностью, как, например, цвет волос или глаз, а не проблемой и недостатком.

Автор благодарит за консультации специалистов Центра медицинской профилактики г. Волгодонска

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector