ЭКО существует уже около 40 лет, но дискуссии вокруг репродуктивных медицинских методик не прекращаются. Врачи спорят о вреде и пользе ЭКО, о возможных рисках, психологи рассуждают об особенностях развития ребенка, рожденного при помощи экстракорпорального оплодотворения, представители религий дают свою оценку происходящему.
Для пары, которой предстоит ЭКО, все эти мнения очень важны. В этой статье мы рассмотрим, как православная церковь и другие конфессии относятся к оплодотворению вне материнского организма, что считается грехом, а на что супруги могут получить благословение.
Чтобы лучше понимать отношение религий к ЭКО, нужно хорошо представлять себе, что же именно делают врачи и можно ли считать их действия вмешательством в естественную природу человека. ЭКО рекомендуется парам, которые не могут забеременеть самостоятельно, а причины бесплодия мужчины или женщины не удается устранить другими методами – лекарствами, оперативным лечением, психотерапией и т. д.
Для оплодотворения берут яйцеклетку женщины, полученную при проведении пункции яичников, и сперму мужчины. Оплодотворение происходит в лабораторных условиях, то есть вне организма женщины, а затем полученные эмбрионы подсаживают в полость матки. Если оплодотворенные ооциты закрепляются, наступает долгожданная беременность.
Некоторые методы ЭКО основаны на более близких к естественным процессам, при них женщина не получает гормонального лечения, в матку подсаживают 1 или 2 эмбриона – это зависит от того, сколько яйцеклеток удалось получить.
При стимулированном протоколе ЭКО, когда подготовительный этап сопровождается стимуляцией яичников, количество полученных яйцеклеток может быть больше.
В результате врачи получают большее количество эмбрионов и имеют возможность выбрать из них несколько самых здоровых, сильных и жизнеспособных. Остальные утилизируются.
Иногда ЭКО возможно только при наличии донорского биоматериала – донорской спермы или яйцеклетки. Это необходимо, с точки зрения медицины, при тяжелых формах бесплодия, когда у женщины, к примеру, отсутствуют яичники, а у мужчины – яички. Иногда выносить ребенка может только суррогатная мать. В этом случае ЭКО проводят с биоматериалом супругов, но вынашивает и рожает кроху другая женщина.
Православная вера предъявляет к ЭКО особо жесткие требования. Когда искусственное оплодотворение только появилось, священники выступали категорически против ЭКО как такового, мотивируя свой протест тем, что дети, рожденные от такого оплодотворения, не имеют души. Душа, по мнению православных, вселяется в ребенка в момент близости мужа и жены, слияния их половых клеток.
Постепенно, по мере распространенности и роста востребованности ЭКО, отношение православия поменялось. РПЦ подчеркивает, что главными ценностями являются жизнь и душа человека. В целом церковь не против искусственного оплодотворения и признает наличие души у детей, полученных с помощью врачей, но есть ряд ощутимых ограничений.
ЭКО в естественном цикле без гормональной стимуляции более естественно не только по медицинским причинам, но и с точки зрения православной веры. При нем не происходит отсева эмбрионов.
С момента оплодотворения православие считает зиготу живым организмом, наделенным душой. Утилизация эмбрионов, таким образом, является грехом, сравнимым с детоубийством.
И селекция эмбрионов, по мнению РПЦ, недопустима.
Православный священник может быть против по причине необходимости использования донорской спермы или женских половых клеток. Только ЭКО со спермиями мужа и яйцеклеткой жены не противоречит представлениям о чистоте брачных отношений. Таинство нарушается, если оплодотворение производится чужой спермой или с применением чужой яйцеклетки, брачные отношения теряют целомудренность и ценность.
Суррогатное материнство в православии считается аморальным и бесчеловечным.
Страдают, с точки зрения церкви, все участники такого ЭКО: малыш, который может начать испытывать трудности с самоопределением, суррогатная мать, которой, вопреки законам природы и веры, придется отдать рожденного ею в муках ребенка другой женщине. Фактически она рожает и продает чадо, обменивая выношенного и рожденного малыша на денежные знаки.
Церковь не одобряет консервацию эмбрионов впрок, если они не будут подсажены женщине. Это тоже одна из форм детоубийства, сходная с абортом. Также греховным считается выбор внешности, пола, определенных генетических параметров будущего ребенка, ведь в процессе этого отбора погибнут те малыши, которые его не пройдут.
Православие предписывает бесплодной паре, которая не смогла вылечиться иными методами, принять бездетность, как данность свыше. Приветствуется усыновление сирот, если оба супруга на это согласны.
Получить благословение на ЭКО возможно, если пара планирует оплодотворение в естественном цикле или со стимуляцией, но при условии, что женщине будут подсажены все получившиеся эмбрионы, ни одного не отбракуют.
Донорство и суррогатное материнство не могут быть благословлены церковью.
Право человека на продолжение рода в исламе закреплено на уровне фундаментальной основы. Поэтому во всех случаях супружеского бесплодия религия разрешает мусульманам получать необходимое лечение. ЭКО также разрешено, но при соблюдении некоторых принципиальных условий. Главное из них – присутствие в процессе только двоих – мужа и жена.
Иными словами, ислам категорически против использования донорских половых клеток для оплодотворения. Считается, что чужой биоматериал нарушает целостность супружеских уз.
Моральные проблемы, которые не дают покоя православным, касающиеся селекции эмбрионов, отбора только здоровых и крепких из них, мусульманам не свойственны.
Ислам считает, что первые 40 дней в материнской утробе с момента зачатия человек представляет собой лишь каплю семени, затем 40 дней он капля крови, еще 40 дней – всего лишь бездушный кусочек плоти. Только через 120 дней после оплодотворения Аллах посылает ангела, который вдыхает в плод душу.
Таким образом, селекция, которая проводится несколько суток спустя после оплодотворения, затрагивает лишь плоть и не убивает душу.
Ислам не одобряет оплодотворения большого количества яйцеклеток и призывает врачей и пациентов разумно относиться к этому процессу.
Утилизация эмбрионов, которые не прошли строгого отбора и не могут быть подсажены матери, недопустима. Разрешено лишь оставление их без внимания, естественная гибель в результате прекращения деления клеток. Оставшиеся эмбрионы, с точки зрения ислама, не могут служить донорскими для других супружеских пар.
Буддисты с удовольствием принимают все, что приносит людям радость и счастье. ЭКО с этой точки зрения полностью соответствует принципам веры, ведь оно дарит радость материнства и отцовства бесплодной паре и радость общения с родными людьми появившемуся на свет новому человеку.
Буддизм считает, что душа не приходит и не уходит, она существует постоянно и всего лишь связывается с физической оболочкой в момент оплодотворения.
Именно поэтому верующих призывают разумно относиться к количеству оплодотворяемых яйцеклеток: чем их меньше, тем лучше. В идеале не стоит оплодотворять ооцитов больше, чем женщина способна выносить.
Но если требуется селекция (у родителей есть предпосылки к генетическим нарушениям, например), селекция разрешается. Других ограничений не существует.
Буддизм очень терпимо относится к искусственному оплодотворению донорскими половыми клетками, к использованию суррогатного материнства. Главное, не забывать о кармическом законе и делать все так, чтобы максимальное количество людей в итоге оказалось счастливо.
Продолжение рода для иудеев – одна из главных заповедей. Продолжать его можно и нужно, даже если естественным путем пара зачать ребенка не может.
Раввин благословляет ЭКО для пар, которые предприняли все возможное, чтобы зачать малыша естественным путем, но не смогли преодолеть бесплодие.
В некоторых случаях вера разрешает иудеям использование донорского биологического материала, а также суррогатное материнство.
Важно в каждом конкретном случае советоваться с раввином, ведь одним парам он одобряет донорскую сперму, а другим – нет. Индивидуальный подход – главная отличительная черта этой религии.
Достаточно строгие ограничения иудаизм накладывает на выбор суррогатной мамы для вынашивания малыша. Она не должна быть родственницей супругов, поскольку это считается кровосмешением, а также женщина не должна быть замужем, поскольку это нарушает правила супружеской верности.
Немало трудностей возникает и в правовом поле. Раввин должен убедиться, что супруги четко определились, кому ребенок будет считаться родственником и наследником – им или семье суррогатной мамы.
Зато сама процедура ЭКО в Израиле полностью оплачивается государством, как и услуги суррогатной матери вплоть до момента, пока в семье не появятся двое детей.
Если потом захочется третьего ребенка, то ЭКО придется делать уже за свой счет.
По отзывам молодых мам, которые получили возможность иметь ребенка, благодаря ЭКО, больше всего сложностей возникает в православных семьях. До сих пор не всегда удается найти священников, которые крестят таких детей. Некоторые батюшки наотрез отказываются делать это, ссылаясь на то, что крещение будет недействительным.
У молодой мамы остается небольшой выбор – либо отказаться от крещения, либо продолжать искать священника с более лояльными взглядами, либо скрыть факт ЭКО на исповеди перед ритуалом.
Можно также пойти более честным путем – обратиться на прямую линию РПЦ и получить консультацию. При необходимости вышестоящее руководство проведет беседу со священником, который отказывается крестить малыша и, возможно, его мнение изменится.
Приверженцам других религий с такими трудностями сталкиваться не приходится. Менее половины будущих мам стремятся за благословением к своему духовнику перед процедурой. Но достаточно большой процент женщин приходят к раввину, священнику, пастору, мулле после того, как беременность уже начала развиваться, поскольку они подсознательно нуждаются в ответах на многочисленные духовные вопросы.
Очень редко можно встретить женщин, которым их духовные наставники категорически запрещают любую форму ЭКО. Обычно такие женщины являются членами многочисленных сект и религиозных объединений, которые довольно агрессивны и категоричны. Право свободного выбора у них отсутствует.
О том, как церковь относится к ЭКО, смотрите в следующем видео.
Как церковь относится к процедуре ЭКО
Желание иметь ребенка у женщины является самым глубинным и естественным. При невозможности забеременеть она может воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями, но здесь ее ждут подводные камни: общественное и церковное мнение. Рассмотрим подробно, как церковь относится к эко?
Эко и церковь
Мировые центры по контролю и профилактике заболеваний сообщают, что по предварительным оценкам около 6,7 миллиона женщин детородного возраста не могут иметь детей. В процентном соотношении бесплодные пары занимают 10-16% от всех семейных пар.
Для того чтобы преодолеть боль и отчаяние людей по поводу бесплодия, наука и медицина стали тесно сотрудничать. Результатом их плодотворной работы стало изобретение вспомогательных репродуктивных технологий, включающие в себя разделы ЭКО, ИКСИ, ИИ, донорские программы и суррогатное материнство. Наиболее распространенным и эффективным способом лечения бесплодия является экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), разработанное в 1978 году в Великобритании.
Методика экстракорпорального оплодотворения достаточно проста: необходимо взять яйцеклетки женщины и сперму мужчины, оплодотворить их вне тела, а затем имплантировать их обратно в матку женщины, чтобы достичь беременности.
Основные сложности касаются подбора гормональной поддержки, здоровья женщины, сложности пунктирования яичника, то есть это просто проблемы лечения. Поэтому громом среди ясного неба грянуло известие о том, что, оказывается, не все религиозные конфессии поддерживают желание женщины стать счастливой матерью.
И если некоторым все равно на отношение церкви к эко, то для религиозных людей это стало серьезной проблемой.
Католицизм и эко
Католическое учение запрещает искусственное оплодотворение, утверждая, что ребенок должен быть зачат только естественным путем супругами. Церковные учения позволяют использовать только один тип репродуктивной помощи—искусственная инсеминация спермой мужа.
Остальные способы (ЭКО, ИКСИ, суррогатное материнство) хоть и разные, но имеют много проблем, которые ставят под сомнение их моральную обоснованность. Папа Павел VI сказал, что существует “неразрывная связь, завещанная Богом, и она не может быть нарушена человеком по своей собственной инициативе”.
Папа Бенедикт XVI, выступая перед членами Папской академии в начале года в защиту жизни, рассмотрел вопрос о супружеских парах, страдающих от бесплодия. По его словам: “Церковь уделяет большое внимание к страданиям пар с бесплодием, она заботится о них и именно из-за этого поощряет медицинские исследования.
Но остерегайтесь приманки технологии искусственного оплодотворения, которая не допускается католическим учением. Там, где наука до сих пор не нашла ответа, ждите ответа от Христа “. ЭКО, по мнению католичества, производит ребенка как товар в лаборатории. Сперму для процесса получают, как правило, путем мастурбации, а католичество считает этот процесс аморальным.
Если при ЭКО используется донорский материал (сперма, яйцеклетки), то порицанию подвержен и донор, и семейная пара. Так почему церковь против эко? В первую очередь потому что этот процесс противоречит Библии, ведь ребенок там рассматривается как дар от Бога, поэтому родители не могут, если не получили этот дар, приобрести его в обход Божьему замыслу.
Во-вторых, большинство полученных эмбрионов подвергаются криозаморозке для последующей имплантации, используются для исследований или уничтожаются, а Церковь должна уважать новые человеческие жизни.
К сожалению, большинство католиков не знают учения Церкви и не подозревают, что ЭКО является аморальным, поэтому многие используют этот метод лечения бесплодия. Если пара не знает, что процедура является аморальной, то она не является субъективно виновной в грехе. Православие полностью запрещает все виды вспомогательных репродуктивных технологий, но, в случае рождения таким способом малыша, он считается ребенком от бога и не обвиняется в грехе родителей, поэтому может пройти обряд крещения.
Православная церковь и ее отношение к искусственному оплодотворению
Православная церковь более лояльна к искусственным процедурам. Согласно «Основам социальной концепции Православной Церкви», издаваемой Московским Патриархатом, церковь согласна с тем, что материнство является самым сильным инстинктом для женщины и, конечно, бесплодные женщины относятся к числу несчастных людей. Она также признает, что успех экстракорпорального оплодотворения принес счастье тысячам супружеских пар и приводит примеры из Ветхого Завета. В молитвах Православная Церковь выражает надежду на то, что рождение ребенка, как желанного плода законного брака, не является единственной целью родителей. Не стоит забывать и о непреходящей взаимной любви, целомудрии и «гармонии души и тела». Поэтому Церковь не может считать полностью нравственно оправданными пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни. Если муж или жена бесплодны, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, они должны смиренно принять бездетность, как особое призвание в жизни. В этих случаях следует рассмотреть вопрос о принятии ребенка по взаимному согласию супругов с детского дома. Но если супруги смиренно ждали и просили помощи у Бога, а после воспользовались помощью медиков, то осуждать церковь их не станет. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Под запретом находится суррогатное материнство, криоконсервация и донорские программы. Криоконсервации под запретом, так как эмбрион с момента образования имеет душу, а большее их количество после заморозки-разморозки погибает. Донорские программы и суррогатное материнство запрещены, потому что использование третьей стороны разрушает брак супругов.
Перед тем, как пойти на ЭКО многие пары предпочитают исповедоваться и во время процедуры заказывают сорокоуст за здравие матери и врача.
Ислам
В 1980 году были выпущены из знаменитого университета Аль-Азхар авторитетные фетвы, которые разрешили искусственное оплодотворение, но с условиями:
- cупругам только по медицинским показаниям и после проведенного лечения;
- персонал для женских процедур (пункция, перенос) должен состоять только из женщин;
- мастурбация для получения спермы мужчины не допустима, поэтому сперму получают после близости мужчины с женой без проникновения;
- запрещена криоконсервация лишних эмбрионов;
- cуррогатное материнство под запретом;
- донорство не приемлемо, разрешен только генетический материал двух родителей.
С конца 1990-х годов в мусульманском мире произошел раскол. Мнение по поводу применения донорства или суррогатного материнства между суннитами и мусульманами-шиитами разделились. Сунниты против использования третьей стороны, а шииты разрешают.
Религия является одним из самых мощных факторов, формирующих мнения широкой общественности, поэтому если ислам запретит или одобрит любую процедуру, мусульмане спокойно это воспримут. Не стоит забывать, что если христиане не сильно прислушиваются к законам церкви, то в мусульманском мире все не так.
Это значит, что если ислам запретит что-то, то мусульманин не пойдёт наперекор мечети.
Иудейство
В еврейских учениях разрешено экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) с использованием спермы отца и яйцеклетки матери, но это требует раввинского надзора или соответствия еврейским законом. При рассмотрении вопроса о донорских яйцеклетках или спермы возникли дебаты по поводу принадлежности ребенка.
Вопрос подняли ортодоксальные раввины, который опираются на учение о материнской линии. Чтобы избежать недоразумений, в Израиле был принят новый закон, на основании которого ребенок, родившийся через ЭКО, будет считаться законным ребенком матери, а не той женщины, которая предоставила донорскую яйцеклетку.
Как мы видим, евреи, как развитый народ, лояльно относятся к новшествам в репродуктивных технологиях.
Об эко и связи с церковью можно писать бесконечно, просто не стоит забывать, что по большей части попы и епископы очень далеки от мирской жизни.
К примеру, патриарх Кирилл (Московский) согласно церковным учениям должен постоянно находиться в посту и молитвах, а не иметь личный самолет.
Если процедура принесла радость семейной паре, то стоит просто искренне поблагодарить за это Бога или Аллаха, а не слушать обычных людей, которые просто решили, что они ближе к небу.
Видео: В каком случае ЭКО не является грехом? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)
Отношение к ЭКО в Церкви. Отвечает протоиерей Максим Обухов
Над процедурой ЭКО начали работать с середины прошлого века. Первым в мире ребёнком из пробирки стала маленькая англичанка в 1978 году. Только по официальным данным, до её рождения было более 600 неудачных случаев переноса эмбрионов в полость матки.
Сегодня многие бездетные пары, которые безуспешно прошли лечение от бесплодия, надеются на ЭКО. Недавно Элладская Церковь разрешила использование подобных технологий родителям. Насколько медицинская процедура соответствует православным взглядам на жизнь, этике?
Мы обратились к протоиерею Максиму Обухову, руководителю православного медико-просветительского центра Жизнь.
Экстракорпоральное оплодотворение (от лат. extra — вне и лат. corpus — тело, то есть оплодотворение вне тела, сокр. ЭКО́) — вспомогательная репродуктивная технология, используемая в случае бесплодия.
Во время ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение 2—5 дней, после чего эмбрион переносят в полость матки для дальнейшего развития.
— Как верующему человеку относиться к ЭКО?
— Мы исходим из того, что человек является таковым с момента зачатия и обладает таким же достоинством, как и взрослый. Будучи ещё совсем маленьким — одна клетка или несколько, у него уже сформирован генотип, обладающий всеми индивидуальностями человека. Далее будет проходить только развитие заложенного: извне поступают только питательные вещества, кислород, вода, минералы.
Малыш в утробе матери увеличивается в размерах, развивается нервная система, органы зрения и так далее. Сущность уже не меняется. Соответственно наше отношение к эмбриону: мы не можем допустить его убийство и куплю-продажу, по сути, обращение как с вещью.
Ребёнок имеет право на то, чтобы быть рождённым натуральным путём, поэтому противоестественная ситуация вызывает целый ряд вопросов.
— Сейчас появляются клиники, где подсаживают одного эмбриона, что позволяет избежать резекцию «лишних».
— Есть разные методы, технологии. Действительно, раньше подсаживали несколько эмбрионов, а потом часть умервщляли. Получалось: один-два рождались за счёт убийства братиков и сестричек.
Сейчас клиники стараются подсадить меньше, и сам заказчик может выбирать — двух имплантировать, меньше или больше.
Но всё равно, это не решает проблему гибели эмбрионов, потому что начинается сама процедура с гиперстимуляции яичников гормонами и это часто сопровождается появлением нескольких зародившихся жизней. Их потом замораживают и ждут имплантации.
Представьте: произошла удачная имплантация, использовали один эмбрион, а что дальше? Что делать с оставшимися? «Лишних» можно подарить, можно продать, можно отдать для опытов. Но дети не саженцы, не растения, которые можно отдать соседу или выбросить.
Не котята, не щенки, которых можно раздать, а если не нужны — выпустить на улицу или сдать в приют для животных. Это живой человек. Сейчас нет технологий ЭКО, которые бы не допускали гибели эмбриона. Больше половины всё равно погибает. Мы точно не можем сказать, сколько, потому что все эти расчёты условные.
Но такой факт говорит о многом: половина попыток неудачна. А что значит неудачно? Значит гибель эмбрионов. Что делает пара, у которой процедура оказалась неуспешной? Она идёт ещё раз, но и снова вероятность гибели эмбриона составит такой же процент. Очередная неудача, и супруги надеются на третью манипуляцию, и вновь будет 50% гибели.
Такой риск летальности уже делает процедуру неприемлемой. Что такое 50% смертей — это как прыгать с 3-его этажа – тоже будет подобная вероятность гибели.
Летальный исход возможен на разных стадиях ЭКО: и во время оплодотворения, и хранения, и имплантации.
А также никто не скрывает, что идёт селекция эмбрионов – то есть мы берём несколько и выбираем лучшего, а остальные оказываются «ненужными».
Сам факт имплантации одного эмбриона не говорит о том, что остальные не страдают. Если говорить обобщённо, то проблема гибели эмбрионов при ЭКО не решена, и её решение не предвидится.
Но это не единственная проблема, которая сопровождает эту технологию.
— Возможно ли перепутать и будущей маме подсадить чужого ребёнка?
— Есть такие случаи. Там, где применяются сложные технологии, есть вероятность ошибки. Они происходят от порочности самого подхода: взять живых людей и разложить по ящикам, хранить, выдавать, как будто игрушки. Бывает и подмен, и ошибки.
Есть вопрос бесконтрольности: сдали родители биоматериалы, они не знают, сколько эмбрионов хранится в морозильнике, никто не может проконтролировать, сколько их было, и какая у них судьба.
Могут сказать сколько, а могут не сказать, могут разморозить, могут продать, возможно, и сформирован рынок по продаже эмбрионов.
— Правда ли, что дети из пробирки со слабым здоровьем?
— Да, есть такое мнение и данные о том, что дети, рождённые в результате ЭКО более слабые, и отстают по показателям здоровья. Процесс очень тонкий, сложный. Естественным образом от здоровых родителей не всегда дети здоровыми рождаются.
А в случае ЭКО: небезопасная стимуляция яичников, вынос из тела матери яйцеклетки, другие разные факторы.
А само хранение эмбрионов? Тело человека в течение жизни подвергается мутациям, и мы не можем защитить ни половые клетки, ни эмбрионы, когда они хранятся в замороженном виде, от фонового радиоактивного излучения. Есть данные педиатров об этом.
Но заинтересованная сторона в развитии этого рынка, даёт другие данные, отличные от педиатров. Но нас интересует в первую очередь неприемлемость этого метода в силу понимания природы человека, его защиты с момента зачатия.
— Что говорят в Церкви про ЭКО?
- Справка:
- «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов».
- Из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»
— Отношение Церкви к ЭКО пока не является детально разработанным.
Есть две точки зрения среди христиан на процедуру. Одна либеральная: Элладская Церковь, (с которой мы недавно разорвали евхаристическое общение), разрешила ЭКО при соблюдении определённых условий.
Элладская Православная Церковь допускает возможность ЭКО бездетным семьям, если не будет лишних эмбрионов, их элиминации и донорства гамет.
А есть и другая точка зрения. Она предполагает полный отказ от подобного вмешательства. В этом отношении имеется продуманная и обоснованная позиция Римско-католической церкви.
Если почитать документы, которые они приводят, увидим результат большой научно-богословской работы, стоит изучить их аргументы. Католики считают ЭКО безнравственным, разрушающим супружескую любовь.
В Катехизисе католиков сказано, что воспроизведение людей неразрывно связано с их интимной жизнью в супружеских парах.
Католицизм рассматривает эмбрионы как живых людей, поэтому, как и православные, католики тоже акцентируют внимание на гибели «ненужных» эмбрионов и эмбрионов в маточной полости, если попытка забеременеть оказалась неудачной.
У нас будет продолжение дискуссии, в том числе о неприемлемости ЭКО и недопустимости его финансировании из бюджета. Надеюсь, что позиция Русской Православной Церкви будет ужесточаться и не последует Элладской Церкви, не позволит манипуляции с эмбрионами.
— Сторонники ЭКО порой обвиняют Церковь в том, что она против науки и не хочет помогать людям, в нашем случае стать родителями…
— Главная наша позиция в том, что нет ЭКО без гибели эмбриона, она запланирована даже в самом оптимистическом сценарии. Противоестественность этого процесса приводит к ряду осложнений.
А борьба за ЭКО понятна. Рынок услуг в этой области таков, что речь идёт о миллиардах рублей — огромные, почти астрономические дотации из государственного бюджета.
Из средств налогоплательщиков значительные суммы идут на финансирование абортов и ЭКО. В результате у нас нет денег на спасение жизни.
Сколько сейчас в интернете, через соцсети, фонды собирается пожертвований на операцию мальчику или девочке, чтобы сохранить их здоровье или даже жизнь? А в то же время мимо проходят денежные средства на сомнительные процедуры, сопровождающиеся гибелью эмбрионов.
Кроме того, у нас немало семей, у которых нет жилья. Случился пожар, трагедия произошла, неоплаченный кредит, семейная драма и другие ситуации людей выталкивают на улицу.
При этом помощь оказывается, но какая: у вас нет жилья, условий, давайте мы вашего ребёнка устроим в приют, из которого детей вернуть назад очень сложно.
Вместо расходования миллиардов на ЭКО и аборты лучше было бы создать систему социальной помощи, чтобы ни одна семья, доведённая до крайности жизненными обстоятельствами, не осталась на улице.
— Знакомы мы ли Вам ситуации, когда верующие обращаются к ЭКО?
— Большинство семей, которые считают себя православными, порой бывают не воцерковлёнными и часто не знают об этих правилах. Порой они приходят к священнику и спрашивают:— Батюшка, что делать с замороженным эмбрионом?— А что случилось? – удивляется вопросу батюшка.
— Бесплодие, лечились – не помогло, хотели своего ребёнка, пошли на ЭКО, одного подсадили, а что с оставшимися делать?
Рпц может разрешить некоторые варианты эко для бездетных супругов
https://ria.ru/20200821/eko-1576099673.html
Рпц может разрешить некоторые варианты эко для бездетных супругов
Русская православная церковь уточнит общецерковную позицию по вопросу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с учетом новых технологий – некоторые варианты… РИА Новости, 21.08.2020
- 2020-08-21T15:49
- 2020-08-21T15:49
- 2020-08-21T15:49
- религия и мировоззрение
- новости — религия и мировоззрение
- русская православная церковь
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdn21.img.ria.ru/images/07e4/08/0c/1575701388_0:0:1500:845_1400x0_80_0_0_4abafd0436d0d61a659ef81733269de7.jpg
МОСКВА, 21 авг – РИА Новости.
Русская православная церковь уточнит общецерковную позицию по вопросу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с учетом новых технологий – некоторые варианты ЭКО могут быть приняты при определенных условиях как допустимые, заявил в среду РИА Новости один из авторов готовящегося документа, ассистент кафедры гуманитарных наук Первого МГМУ имени Сеченова, священник Роман Тарабрин. ‘С появлением новых методик ЭКО позиция Русской православной церкви относительно этого метода лечения бесплодия в настоящее время пересматривается. В ‘Основах социальной концепции’ отношение к ЭКО выражено двусмысленно: с одной стороны, все методы лечения бесплодия, несогласные с замыслом Творца, отвергаются, с другой – запрещаются только те, которые связаны с получением ‘избыточных’ эмбрионов’, — сказал священник.По его словам, сейчас в Межсоборном присутствии РПЦ разрабатывается проект документа, отражающий отношение Церкви к ЭКО с учетом последних достижений, когда появилась возможность не уничтожать так называемые лишние эмбрионы. Текст готовит Комиссия по богословию и богословскому образованию, ранее в Общецерковной аспирантуре и докторантуре уже состоялось его церковно-общественное обсуждение с участием представителей научного, в том числе медицинского, сообщества.’Этот проект в скором времени будет опубликован на официальном портале Московского патриархата для дискуссии внутри самой Церкви. Каждый верующий: будь то священнослужитель или мирянин, — сможет оставить комментарий на этот документ. Согласно регламенту дискуссии, эти отзывы изучаются и выносятся на обсуждение Архиерейского Собора’, — сказал Тарабрин.Ранее ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов заявил РИА Новости, что, по мнению Патриаршей комиссии, общецерковную позицию по вопросу ЭКО пересматривать преждевременно и Церковь не может благословлять подобную процедуру. При этом Лукьянов сослался на данные Союза педиатров России, по которым до 70% детей в результате ЭКО рождаются с теми или иными отклонениями в развитии. Комментируя данное заявление, священник Роман Тарабрин назвал его голословным и не основанным ни на каких научных фактах. По его словам, он так и не нашел подтверждения озвученной однажды на одном из круглых столов информации о том, что 70% детей в результате ЭКО якобы рождаются с патологиями.’Напротив, несколько лет назад был проведен метаанализ, в ходе которого были исследованы порядка 146 тысяч детей, рожденных в результате ЭКО. И он выявил, что риск рождения детей с врожденной патологией там выше лишь в 1,2 — 2 раза, чем путем зачатия естественным путем.
Причем если говорить об абсолютных показателях, то разница с обычными детьми всего лишь в несколько десятых процента’, — отметил священник. Он признал, что нельзя отрицать, что риск врожденных дефектов детей, появившихся в результате ЭКО, выше, чем в результате естественного зачатия, — но главное, что ‘родители, которые на это идут, должны быть готовы, что они родят и воспитают именно того ребенка, который появится в результате такой процедуры’. ‘Только на основании этого и может быть благословлено участие в ЭКО’, — подчеркнул эксперт.В патриаршей комиссии ранее также обратили внимание на то, что при использовании в протоколе ЭКО единственной яйцеклетки (при так называемой процедуре ЭКО в ‘естественном цикле’) гибель наступает в 93% случаев, что ‘практически равноценно смертному приговору зачатому ребенку’.Комментируя это утверждение, автор проекта церковного документа заметил, что, безусловно, в процессе ЭКО беременность наступает не в 100% случаев, однако и здесь, по его словам, цифры сопоставимы с процентом наступления беременности в естественном зачатии.’При самых лучших прогнозах, вероятность беременности в результате ЭКО, когда оплодотворяется единственная яйцеклетка (и не уничтожаются лишние эмбрионы — ред.), — это порядка 38%, если на одни роды – это порядка 33%, поскольку бывают выкидыши.
Но в ответ на это нужно сказать, что и при естественном зачатии вероятность наступления беременности — всего около 30%, что очень зависит и от возраста матери и отца’, — рассказал Тарабрин.Так, при идеальных условиях – когда возраст супругов от 18 до 26 лет, при этом муж не старше жены более чем на пять лет — этот показатель будет чуть выше, порядка 45%. Во всех остальных случаях, к 30 годам, вероятность возникновения беременности естественным путем уменьшается до 30%, указал священник. Он подчеркнул, что при процедуре ЭКО в ‘естественном цикле’ речь не идет об экспериментах над эмбрионом, поскольку эмбрион помещается в ту среду, в которой он и должен развиваться, то есть в утробу матери, а потому этот метод этически приемлем. Вместе с тем, добавил священник, ‘ЭКО имеет множество вариантов, которые отличаются по своему духовному воздействию на человека’. ‘Документ, который сейчас готовится, как раз обозначает те самые красные линии, которые супружеские пары не должны переходить, чтобы получить благословение на эту процедуру. Например, запрещено замораживание, элиминация или редукция эмбрионов, использование донорских гамет. Бесплодные пары должны использовать только свои репродуктивные клетки.
Любой образовавшийся эмбрион должен быть перенесен в утробу жены, а использование суррогатной матери недопустимо. С нашей стороны это попытка разграничить, что в репродуктивных технологиях допустимо, а что нет.
Однако даже самые этически приемлемые варианты ЭКО могут быть позволены только в качестве снисхождения при неспособности супругов нести крест бесчадия. Именно это будет подчеркивать церковный документ’, — заключил представитель Межсоборного присутствия.
https://ria.ru/20200619/1573198899.html
https://ria.ru/20191206/1562073756.html
https://ria.ru/20191205/1561983128.html
https://ria.ru/20200130/1564047700.html
РИА Новости
- Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
- 7 495 645-6601
- https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
- Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
- 7 495 645-6601
- https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
- Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
- 7 495 645-6601
- https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn25.img.ria.ru/images/07e4/08/0c/1575701388_175:0:1451:956_1400x0_80_0_0_872af5774e0caea1a836709f6d3696c0.jpg
РИА Новости
- Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
- 7 495 645-6601
- https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
- Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
- 7 495 645-6601
- https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
новости — религия и мировоззрение, русская православная церковь
МОСКВА, 21 авг – РИА Новости.
Русская православная церковь уточнит общецерковную позицию по вопросу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с учетом новых технологий – некоторые варианты ЭКО могут быть приняты при определенных условиях как допустимые, заявил в среду РИА Новости один из авторов готовящегося документа, ассистент кафедры гуманитарных наук Первого МГМУ имени Сеченова, священник Роман Тарабрин.
‘С появлением новых методик ЭКО позиция Русской православной церкви относительно этого метода лечения бесплодия в настоящее время пересматривается.
В ‘Основах социальной концепции’ отношение к ЭКО выражено двусмысленно: с одной стороны, все методы лечения бесплодия, несогласные с замыслом Творца, отвергаются, с другой – запрещаются только те, которые связаны с получением ‘избыточных’ эмбрионов’, — сказал священник.
По его словам, сейчас в Межсоборном присутствии РПЦ разрабатывается проект документа, отражающий отношение Церкви к ЭКО с учетом последних достижений, когда появилась возможность не уничтожать так называемые лишние эмбрионы.
Текст готовит Комиссия по богословию и богословскому образованию, ранее в Общецерковной аспирантуре и докторантуре уже состоялось его церковно-общественное обсуждение с участием представителей научного, в том числе медицинского, сообщества.
‘Этот проект в скором времени будет опубликован на официальном портале Московского патриархата для дискуссии внутри самой Церкви. Каждый верующий: будь то священнослужитель или мирянин, — сможет оставить комментарий на этот документ. Согласно регламенту дискуссии, эти отзывы изучаются и выносятся на обсуждение Архиерейского Собора’, — сказал Тарабрин.
Ранее ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов заявил РИА Новости, что, по мнению Патриаршей комиссии, общецерковную позицию по вопросу ЭКО пересматривать преждевременно и Церковь не может благословлять подобную процедуру. При этом Лукьянов сослался на данные Союза педиатров России, по которым до 70% детей в результате ЭКО рождаются с теми или иными отклонениями в развитии.
Комментируя данное заявление, священник Роман Тарабрин назвал его голословным и не основанным ни на каких научных фактах. По его словам, он так и не нашел подтверждения озвученной однажды на одном из круглых столов информации о том, что 70% детей в результате ЭКО якобы рождаются с патологиями.
‘Напротив, несколько лет назад был проведен метаанализ, в ходе которого были исследованы порядка 146 тысяч детей, рожденных в результате ЭКО.
И он выявил, что риск рождения детей с врожденной патологией там выше лишь в 1,2 — 2 раза, чем путем зачатия естественным путем.
Причем если говорить об абсолютных показателях, то разница с обычными детьми всего лишь в несколько десятых процента’, — отметил священник.
Он признал, что нельзя отрицать, что риск врожденных дефектов детей, появившихся в результате ЭКО, выше, чем в результате естественного зачатия, — но главное, что ‘родители, которые на это идут, должны быть готовы, что они родят и воспитают именно того ребенка, который появится в результате такой процедуры’. ‘Только на основании этого и может быть благословлено участие в ЭКО’, — подчеркнул эксперт.
В патриаршей комиссии ранее также обратили внимание на то, что при использовании в протоколе ЭКО единственной яйцеклетки (при так называемой процедуре ЭКО в ‘естественном цикле’) гибель наступает в 93% случаев, что ‘практически равноценно смертному приговору зачатому ребенку’.
Комментируя это утверждение, автор проекта церковного документа заметил, что, безусловно, в процессе ЭКО беременность наступает не в 100% случаев, однако и здесь, по его словам, цифры сопоставимы с процентом наступления беременности в естественном зачатии.
‘При самых лучших прогнозах, вероятность беременности в результате ЭКО, когда оплодотворяется единственная яйцеклетка (и не уничтожаются лишние эмбрионы — ред.
), — это порядка 38%, если на одни роды – это порядка 33%, поскольку бывают выкидыши.
Но в ответ на это нужно сказать, что и при естественном зачатии вероятность наступления беременности — всего около 30%, что очень зависит и от возраста матери и отца’, — рассказал Тарабрин.
Так, при идеальных условиях – когда возраст супругов от 18 до 26 лет, при этом муж не старше жены более чем на пять лет — этот показатель будет чуть выше, порядка 45%. Во всех остальных случаях, к 30 годам, вероятность возникновения беременности естественным путем уменьшается до 30%, указал священник.
‘Поэтому сказать, что зачинать детей мы не будем на том основании, что всего 30% есть вероятность их появления, тоже, наверно, было бы неправильно.
Природа человека такова, что много эмбрионов погибает еще на доимплантационной стадии, даже при естественном зачатии, из-за генетических дефектов, не позволяющих эмбрионам развиваться дальше… Поэтому сказать, что мы не будем благословлять ЭКО только потому, что не все эмбрионы не приживаются, нельзя’, — добавил отец Роман.
Он подчеркнул, что при процедуре ЭКО в ‘естественном цикле’ речь не идет об экспериментах над эмбрионом, поскольку эмбрион помещается в ту среду, в которой он и должен развиваться, то есть в утробу матери, а потому этот метод этически приемлем. Вместе с тем, добавил священник, ‘ЭКО имеет множество вариантов, которые отличаются по своему духовному воздействию на человека’.
‘Документ, который сейчас готовится, как раз обозначает те самые красные линии, которые супружеские пары не должны переходить, чтобы получить благословение на эту процедуру.
Например, запрещено замораживание, элиминация или редукция эмбрионов, использование донорских гамет. Бесплодные пары должны использовать только свои репродуктивные клетки.
Любой образовавшийся эмбрион должен быть перенесен в утробу жены, а использование суррогатной матери недопустимо. С нашей стороны это попытка разграничить, что в репродуктивных технологиях допустимо, а что нет.
Однако даже самые этически приемлемые варианты ЭКО могут быть позволены только в качестве снисхождения при неспособности супругов нести крест бесчадия. Именно это будет подчеркивать церковный документ’, — заключил представитель Межсоборного присутствия.